Главная » Статьи » Окружающий мир

Наши подземные богатства. Гранит, известняк, песок и глина

Урок: окружающий мир.

Тема: Наши подземные богатства. Гранит, известняк, песок и глина.

Ход:

1. Далеко на севере нашей Родины, у заполярного полукруга Белого и Баренцевого морей, есть замечательный край.

Мурманский край… Вздыбленные громады горных массивов, гладь озёр, просторы тундры, лесные заросли, стремительные реки и всюду обилие камня.

Стал наш край на весь мир знаменит обилием горных пород и полезных ископаемых.

2.а) - Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

    - Как вы понимаете, что такое «полезные ископаемые»?

    - Заглянем в слова. Их корень.

   б) Как трактуется в толковом словаре?

Ископаемый – добываемый из недр земли.

Полезный – приносящий пользу, пригодный для определённой цели, идущий в дело.

    в) Какое  даётся определение в энциклопедическом словаре?

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере производства. Делятся на твёрдые, жидкие и газообразные.

3. – На какие три группы делятся все полезные ископаемые?

ТВЁРДЫЕ               ЖИДКИЕ                ГАЗООБРАЗНЫЕ

    - Назовите полезные ископаемые каждой группы.

глина                         нефть                         природный газ

песок                          

гранит

торф

железная руда

и др.

       - На какие ещё группы можно разделить все полезные ископаемые?

РУДНЫЕ                                    НЕРУДНЫЕ

железная руда                             СТРОИТЕЛЬНЫЕ                    ГОРЮЧИЕ

магнетитовая руда                         глина                                         нефть

                                                         песок                                         газ

                                                         гранит                                       торф

                                                         известняк                                  уголь

 

4. Появляется Хозяйка Медной горы.

- Здравствуйте, ребята!

Я, Хозяйка камней самоцветных, железных руд, золотых и медных. У меня в подземном царстве огромные залы, а стены у них разные. То все зелёные, то жёлтые с лазоревыми крапинками, а на которых опять цветы медные. Деревья стоят высоченные, только каменные.  Которые мраморные, которые из змеевика-камня.  Понизу трава тоже каменная. Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев то змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них свет и идёт. Красота неземная! И работают у меня каменных дел мастера.

- Вы догадались, кто я?

- Я, Хозяйка Медной горы!

Пришла пригласить вас к себе в гости. Принесла вам подарки и письмо.

ПИСЬМО с вопросами-проблемами.

*) Почему сфинкс, построенный 3 000 лет назад до сих пор сохранился в хорошем состоянии?

*) Почему памятник великому Петру 1 построен из гранита? И где взяли такой огромный камень?

*) Что общего между кирпичом, стеклом и тарелкой?

*) Откуда тепло в наших домах?

*) Почему мы можем нарисовать яркие картинки и ходить в яркой одежде?

 

5. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

1)  Почему сфинкс, построенный 3 000 лет назад до сих пор сохранился в хорошем         

     состоянии?

Этот сфинкс был построен в Египте 3 000 лет назад, гробница царя давно разрушилась, хотя тоже была из камня, а сфинкс сохранился до наших дней. Сейчас он украшает одну из набережных Санкт-Петербурга.

а) Постарайтесь объяснить, почему?

б) Выберите одну из горных пород у вас на столе, которую вы считаете более подходящей для постройки этой скульптуры и объясните свой выбор.

 

ГРАНИТ (гранат, граната) – зернистый

СВОЙСТВА: 1. Прочный

                        2. Тяжёлый

                        3. Цвет     

                        4. Состоит из:

КВАРЦ               СЛЮДА                      ПОЛЕВОЙ ШПАТ

(дымчатый)       (блест.пласт.)               (серые и красные частички)

- От чего зависит цвет гранита?

- Поможет ли это открытие дать ответ на следующий вопрос?

 

2) Почему памятник великому Петру 1 построен из гранита? И где взяли такой

     огромный камень?

УЧЕБНИК с.160

3) ПИСЬМО ОТ ГНОМОВ,

Дорогие люди! Издавна мы жили в скалах, полностью состоящих из гранита. Жили, не тужили. Но вот однажды заметили, что там, где ещё недавно был кусок гранита, теперь лежит  песок и глина. А вы говорите: очень прочный, долговечный. Но есть такие злые волшебники, которые раз-два и справились с гранитом. Вот только мы их никогда не видели, сколько не сторожили. Может быть вы нам поможете их поймать, или хотя бы увидеть?  Гномы.

- Ребята, объясните, какие волшебники разрушают их гранитную гору?

(ветер, вода, солнце, растения)

- Каким образом?

 

4) Я думаю, что мы не только помогли Гномам, но и сами сделали открытие по нашей теме. Какое?

ГРАНИТ

ПЕСОК        ГЛИНА

(из кварца)  (из слюды и полевого шпата)

 

5) Это открытие должно подтолкнуть вас на ответ на вопрос «Что общего между

    кирпичом, стеклом и тарелкой?»

 Кирпичи – изготовляют из легкоплавкой глины

 Тарелка – изготовляется из особой белой глины

 

Кирпич – получают из глины, которая образовалась при разрушении гранита.

Стекло – получают из песка, который образовалась при разрушении гранита.

 

- Можно ли теперь сказать, что песок и глина это обыкновенные горные породы?

КАОЛИН (белая глина) – фарфор

                                         - электрические изоляторы

                                         - вазы, статуэтки

ЛЕГКОПЛАВКИЕ ГЛИНЫ – горшечную посуда

                                                - кирпичи

                                                - черепицу

БОКСИТ (алюминий) – самолёты

                                      - ложки

                                      - машины

                                      - вилы

ПЕСОК                        - строительство

                                     - стекло

                                     - бетон

-) Как вы считаете, какие свойства глины, позволяют изготовлять из неё кирпичи, посуду? Как древние люди догадались делать из глины посуду?

- не пропускает воду

- скрепляется

- при высыхании на распадается

- ГЛАВНОЕ свойство – пластичность.

 

-) Почему  нельзя песок использовать для этих же целей?

- пропускает воду

- рассыпается

УЧЕБНИК с.162

 

6) Есть ещё один строительный материал – ИЗВЕСТНЯК.

- Рассмотрите коллекцию.

- Что можете рассказать о нём?

УЧЕБНИК с.160-161

 

5. Итог.

- На оставшиеся 2 вопроса мы дадим ответ на следующих уроках.


Категория: Окружающий мир | Добавил: учительница (08.11.2011)
Просмотров: 6868 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 82
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0