Главная » Статьи » Окружающий мир |
Урок: окружающий мир. Тема: Наши подземные богатства. Гранит, известняк, песок и глина. Ход: 1. Далеко на севере нашей Родины, у заполярного полукруга Белого и Баренцевого морей, есть замечательный край. Мурманский край… Вздыбленные громады горных массивов, гладь озёр, просторы тундры, лесные заросли, стремительные реки и всюду обилие камня. Стал наш край на весь мир знаменит обилием горных пород и полезных ископаемых. 2.а) - Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Как вы понимаете, что такое «полезные ископаемые»? - Заглянем в слова. Их корень. б) Как трактуется в толковом словаре? Ископаемый – добываемый из недр земли. Полезный – приносящий пользу, пригодный для определённой цели, идущий в дело. в) Какое даётся определение в энциклопедическом словаре? Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере производства. Делятся на твёрдые, жидкие и газообразные. 3. – На какие три группы делятся все полезные ископаемые? ТВЁРДЫЕ ЖИДКИЕ ГАЗООБРАЗНЫЕ - Назовите полезные ископаемые каждой группы. глина нефть природный газ песок гранит торф железная руда и др. - На какие ещё группы можно разделить все полезные ископаемые? РУДНЫЕ НЕРУДНЫЕ железная руда СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГОРЮЧИЕ магнетитовая руда глина нефть песок газ гранит торф известняк уголь 4. Появляется Хозяйка Медной горы. - Здравствуйте, ребята! Я, Хозяйка камней самоцветных, железных руд, золотых и медных. У меня в подземном царстве огромные залы, а стены у них разные. То все зелёные, то жёлтые с лазоревыми крапинками, а на которых опять цветы медные. Деревья стоят высоченные, только каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня. Понизу трава тоже каменная. Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев то змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них свет и идёт. Красота неземная! И работают у меня каменных дел мастера. - Вы догадались, кто я? - Я, Хозяйка Медной горы! Пришла пригласить вас к себе в гости. Принесла вам подарки и письмо. ПИСЬМО с вопросами-проблемами. *) Почему сфинкс, построенный 3 000 лет назад до сих пор сохранился в хорошем состоянии? *) Почему памятник великому Петру 1 построен из гранита? И где взяли такой огромный камень? *) Что общего между кирпичом, стеклом и тарелкой? *) Откуда тепло в наших домах? *) Почему мы можем нарисовать яркие картинки и ходить в яркой одежде? 5. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. 1) Почему сфинкс, построенный 3 000 лет назад до сих пор сохранился в хорошем состоянии? Этот сфинкс был построен в Египте 3 000 лет назад, гробница царя давно разрушилась, хотя тоже была из камня, а сфинкс сохранился до наших дней. Сейчас он украшает одну из набережных Санкт-Петербурга. а) Постарайтесь объяснить, почему? б) Выберите одну из горных пород у вас на столе, которую вы считаете более подходящей для постройки этой скульптуры и объясните свой выбор. ГРАНИТ (гранат, граната) – зернистый СВОЙСТВА: 1. Прочный 2. Тяжёлый 3. Цвет 4. Состоит из: КВАРЦ СЛЮДА ПОЛЕВОЙ ШПАТ (дымчатый) (блест.пласт.) (серые и красные частички) - От чего зависит цвет гранита? - Поможет ли это открытие дать ответ на следующий вопрос? 2) Почему памятник великому Петру 1 построен из гранита? И где взяли такой огромный камень? УЧЕБНИК с.160 3) ПИСЬМО ОТ ГНОМОВ, Дорогие люди! Издавна мы жили в скалах, полностью состоящих из гранита. Жили, не тужили. Но вот однажды заметили, что там, где ещё недавно был кусок гранита, теперь лежит песок и глина. А вы говорите: очень прочный, долговечный. Но есть такие злые волшебники, которые раз-два и справились с гранитом. Вот только мы их никогда не видели, сколько не сторожили. Может быть вы нам поможете их поймать, или хотя бы увидеть? Гномы. - Ребята, объясните, какие волшебники разрушают их гранитную гору? (ветер, вода, солнце, растения) - Каким образом? 4) Я думаю, что мы не только помогли Гномам, но и сами сделали открытие по нашей теме. Какое? ГРАНИТ ПЕСОК ГЛИНА (из кварца) (из слюды и полевого шпата) 5) Это открытие должно подтолкнуть вас на ответ на вопрос «Что общего между кирпичом, стеклом и тарелкой?» Кирпичи – изготовляют из легкоплавкой глины Тарелка – изготовляется из особой белой глины Кирпич – получают из глины, которая образовалась при разрушении гранита. Стекло – получают из песка, который образовалась при разрушении гранита. - Можно ли теперь сказать, что песок и глина это обыкновенные горные породы? КАОЛИН (белая глина) – фарфор - электрические изоляторы - вазы, статуэтки ЛЕГКОПЛАВКИЕ ГЛИНЫ – горшечную посуда - кирпичи - черепицу БОКСИТ (алюминий) – самолёты - ложки - машины - вилы ПЕСОК - строительство - стекло - бетон -) Как вы считаете, какие свойства глины, позволяют изготовлять из неё кирпичи, посуду? Как древние люди догадались делать из глины посуду? - не пропускает воду - скрепляется - при высыхании на распадается - ГЛАВНОЕ свойство – пластичность. -) Почему нельзя песок использовать для этих же целей? - пропускает воду - рассыпается УЧЕБНИК с.162 6) Есть ещё один строительный материал – ИЗВЕСТНЯК. - Рассмотрите коллекцию. - Что можете рассказать о нём? УЧЕБНИК с.160-161 5. Итог. - На оставшиеся 2 вопроса мы дадим ответ на следующих уроках. | |
Просмотров: 6870 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.2/5 |
Всего комментариев: 0 | |